Реклама 90-х годов сыграла важную роль в становлении современной рекламы. Это был золотой век, когда нашими специалистами активно перенимались технологии Запада, который только начинал заходить на российский рынок.
Первый этап развития рекламного бизнеса (1991-1995):Пришёлся на распад СССР. В обществе бушевала свобода, криминал и западные тенденции. Экспертов в индустрии было недостаточно и, в большинстве случаев, реклама была наивна, примитивна или очень нелепа. Рекламные агентства создавали продукты, которые были непрофессиональны.
Во время перестройки появились представители нового социального слоя – «новые русские». Это были богатые люди, которые модно одевались и ездили на дорогих автомобилях, но не обладали высоким уровнем образования и морали. «Новые русские» зародились из «старых русских»: этот социальный слой не похож ни на торговцев, ни на западных бизнесменов. Для полноценного понимания этого термина стоит вспомнить произведение Виктора Пелевина - «Generation П».
Второй этап развития рекламного бизнеса (1996–1999):Связан с появлением первых рекламных агентств полного цикла. В индустрию стали приходить интеллектуалы и реклама заиграла новыми красками: она стала более информативной и креативной. Стал зарождаться так называемый «славянский стиль». Можно сказать, с этого момента и началась активная рекламная деятельность. Железный занавес разделил информацию периода СССР и реальности на «до» и «после». Реклама не подчинялась специальным правилам, она транслировала идеи «свободы», мечты и образ человека, берущего от жизни только удовольствия. В картине «Generation П» хорошо прослеживается та самая рекламная свобода. Автор активно использовал возможности того периода времени, когда разум человека был чист и готов к любым экспериментам.
Информационный голод дал возможность создать мир рекламы с чистого листа. В этот период телевидение становится мощнейшим каналом распространения рекламы. Информация, передаваемая по телевидению, воспринималась за чистую монету, что упрощало все процессы продажи.
По мнению Пелевина, прозрачная продажа товара или услуги – это цель Запада, а у постсоветского бизнесмена цели были чуть другие. Сознание человека было расширено и готово воспринимать сложные рекламные сценарии, видео ролики и текста. Чем сложнее слоган или картинка, тем громче будут продажи. Постсоветский бизнесмен рекламировал себя, а не продукт, который он продает. Особенности того времени играют яркую роль в рекламе и по сей день, просто мы этого не замечаем. Мир рекламы цикличен и стоит иногда возвращаться назад, чтобы привнести что-то новое в действительность.
А для полноценного погружения в атмосферу рекламы советуем к прочтению и просмотру:
«Generation П»
«Восемь с половиной долларов»
«Плутовство»
«99 франков»