С ЧЕМ СВЯЗАНА ПОПУЛЯРНОСТЬ ПЛАТФОРМЫ?ТикТок и его особая востребованность среди молодой аудитории обусловлена внешними реалиями и новым мышлением пользователей, на которое площадка оказывает ещё большее влияние, используя специально разработанные механизмы преподнесения контента.
А теперь по простому:
ТикТок – спасательный круг, помогающий удержаться в обилие глобального потока информации. Поскольку каждый современный пользователь ежедневно находится в этом нескончаемом потоке, мозг предпочитает воспринимать стороннюю информацию в качестве кратких фрагментов, которые через минуту могут смениться на новые. А если эти фрагменты весёлые, так ещё и под музыку – жизнь становится краше, огромный поток всего и вся отходит на второй план, и тревожность в связи с ним также притупляется. Яркие образы, которые получает пользователь не требуют погружения и отдачи, чтобы их получить нужно всего лишь одно повторяющееся движение – скроллинг. Это всё равно, что переключать ТВ каналы, но за одним исключением – ТикТок подстраивается под тебя: он уже знает, что понравится пользователю, и что он захочет услышать.
ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ИЛИ ЧТО-ТО БОЛЬШЕЕ?Поглощение информации обрывочно и фрагментарно, постоянное перескакивание с одного на другое — характеристики, напрямую отсылающие к понятию «клипового мышления». Сам термин появился в конце 1990х годов, однако корнями ушёл в «клиповую культуру» из книги «Третья волна» (1980г.) Элвина Тоффлера. P.S. И нет, эта книга не связана с экспериментом про детей нацистов, если вы об этом подумали. Она описывает три волны, настигших человечество: аграрную, индустриальную и постиндустриальную.
Как уже упоминалось, клиповое мышление появилось в ответ на невероятное количество и разнообразие объёма информации. Люди с данным типом мышления или «люди экрана» склонны быстро, но поверхностно воспринимать данные; им присущи языковой минимализм, рассеянность, дефицит внимания. Они, конечно же, сильно отличаются от «людей книг», обладающих понятийным и критическим мышлением.
Многие исследователи склонны называть клиповый тип мышления не просто чертой поколения Z и Альфа, а настоящей болезнью. Однако, как и всё в этом мире, данный феномен имеет две стороны.
Позитивная:
- Мозг выстраивает защиту от всего потока информации, фильтруя её и тренируясь в скорости её обработки;
- Главный капитал мира в виде всё той же информации стимулирует желание обладать ею и развиваться;
- Быстрое переключение проектируется на жизненные ситуации, позволяя лучше организовывать время.
Негативная:
- Нарушение логических связей между явлениями, проблематичность в осознании цельной картины.
- Отсутствие анализа и синтеза.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?Плюсов больше на один пункт, всё так, но это ещё не повод закрыть статью и радостно пойти смотреть ТикТок. Во всём важен баланс, поэтому с клиповым мышлением помогут справится книги, фильмы, дискуссии. Не бойтесь формировать и аргументировать своё мнение, пишите свои мысли, самостоятельно ищите то, что вам интересно, копайте глубже!
Теперь, можете радостно идти в ТикТок, зная чуточку больше. Обязательно возвращайтесь к нам, мы всегда дадим вам повод подумать! Повод на сегодня: статья Николаса Карра
«Делает ли Гугл нас глупее?»