Для тех, кто хочет знать все о мировом финансовом рынке, рынке ценных бумаг, криптовалютах, участниках финансового рынка и его структуре.

“Газпром” развязал Калининград из трубы

0 9

Во вторник, 8 января, “Газпром” официально ввел в эксплуатацию плавучего регазификационного терминала (доставка) “Маршал Василевский” в Калининградской области. За несколько дней до церемонии запуска анклава в тестовом режиме был полностью переведен на автономное газоснабжение (6 января, по данным Entsog). Новый терминал позволяет полностью удовлетворить потребности Калининградской области на поставки газа по морю, председатель правления “Газпрома” Алексея Миллера президенту России Владимиру Путину.

“Мы понимаем, что поставки газа трубы является более экономически целесообразным и дешевым, но для Калининградской области это, скорее всего, резервные мощности, чтобы значительно уменьшить, а точнее, свести к нулю все транзитные риски. Свести их к нулю. Без использования газопроводов через территории сопредельных государств”, – заявил в ответ Путин (цитата по “Интерфаксу”).

До сегодняшнего дня, единственным каналом для поставок газа в Калининградскую область был транзитный маршрут газопровода Минск – Вильнюс – Каунас – Калининград. В 2018 году через Белоруссию и Литву в анклав был слегка доставлено свыше 2,4 млрд. кубометров газа, из Entsog системы данных”.Маршал Василевский” pozvolyayushchii до 2,7 млн тонн СПГ в год, что эквивалентно 3,7 млрд кубометров газа.

Действующий транзитный контракт между литовского оператора газотранспортной Амбер грид и “Газпром” будет работать до конца 2025 года, рассказал “Ъ” представитель Министерства энергетики Литвы “Ведомости”. Договор предусматривает условие “бери или плати”, что страхует оператора от возможных финансовых потерь в случае перехода Калининградской области на автономное газоснабжение. Временной остановке транзита для проверки “Маршал Василевский” компании договорились заранее. “Краткосрочные изменения объемов транзита можно для тестирования, он не будет иметь негативное влияние на нашу компанию, – сказал представитель Министерства энергетики. – Это обычная практика возможности spottersday доставка”. Доходы от транзита газа (в Калининграде и Латвии) в общей доле выручки Амбер грид-около 10% (6,9 млн. евро в 2017 году). Отдельные данные о доходах от транзита российского региона, компания не раскрывает.

Хотя нынешний трассы нефтепровода через Латвию остается доступной для “Газпрома”, использование доставка поставлять газ в Калининград экономически нецелесообразно. Разница в стоимости 1000 куб. м газа между сегодняшних котировок на европейских газовых хабах и регулируемой ценой для внутренних потребителей (4840 руб. за 1000 куб. м) составляет около $200. Таким образом, полная автономия Калининградской области при нынешнем уровне потребления обойдется “Газпрому” в размере около 480 миллионов долларов ежегодно.

Скорее всего, газ в Калининградской области продолжают прибывать транзитом, говорит директор отдела корпораций, агентства Fitch Дмитрий Маринченко. “Если вы будете использовать только изредка – в рамках технических мер в целях поддержания ее здорового состояния. Поставка в Калининградскую область российский газ намного дешевле, чем покупать СПГ”, – говорит Маринченко.

Решение о строительстве регазификационного терминала в анклаве было принято в 2013 году на фоне Литвы объявило о планах развернуть собственную доставка в Клайпеду. Намерение стран Балтии, чтобы уменьшить свою зависимость от поставок российского газа, видимо, был расценен как потенциальная угроза для транзита через территорию этой страны, хотя последнее регулируется отдельным договором. Проект будет реализовываться “очень быстро”, – цитирует Миллера “Интерфакс”.

Для строительства доставка и инфраструктуры было направлено чуть менее 1 миллиарда долларов, стоимость судна с блоком регазификации заказала у южно-корейский “Хендэ Хэви Индастриз”, был 295 миллионов долларов (около 19 млрд рублей по текущему курсу). Было около $ 21,2 млрд руб., что связано с конструкцией в 5 км от берега причальной стенки мола, который должен обеспечить безопасность объекта в сезон штормов. Но в 2018 году стоимость этого контракта была увеличена до 39,05 млрд рублей, следует из материалов в системе госзакупок.Строительство объекта было “Стройтрансгаз”, совладельцем которого является Геннадий Тимченко.

Прямого ответа на вопрос “Ведомостей”, насколько оправданы Я думаю, что в администрации президента эти инвестиции, пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков отказался, но напомнил: “сегодня президент говорил о том, что терминал не будет стоять”. “Этот газ, конечно, дороже, чем трубопровод, но и энергетической безопасности самого западного региона России необходимо”, – сказал Песков.

Политический проект, рассмотреть его экономическую целесообразность бесполезно – об окупаемости вопрос, говорит Маринченко. “В какой-то степени, эти инвестиции – оплата за недальновидной внешней политики, который Россия противопоставляет себя остальному миру и вынуждены дублировать многие процессы, что целесообразнее и дешевле осуществлять в координации с партнерами и соседями”, – делится мнением эксперт.

Калининградская область – регион стратегического значения, и строительство.neposredstvena терминал изначально был вопрос национальной безопасности, а не экономической эффективности, заявил заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. “Риски транзита газа через Литву может стать рычагом давления на переговорах по любому вопросу, в какой-то момент стать ненулевым. Это много. Напомню, что Литва собирается выйти из электрического кольца Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЕЛЛЬ), что для энергоснабжения анклава тоже имеет большое значение”, – говорит Гривач.

Для снижения эксплуатационных затрат на обслуживание в резервный доставка “Газпром” может через использовать его для бункеровки включает Гривач. “После ужесточения требований по выбросам для судов подобного сервиса в Балтийском море будут востребованы. Другой вопрос, что на этом рынке компании будут ожидать высокой конкуренции. Дополнительный эффект может дать рост спроса на СПГ в качестве моторного топлива”, – говорит Гривач.

Потенциал роста потребления газа в анклав во многом связано со строительством новых объектов генерации. Энергосистема Калининградской области является частью БРЕЛЛЬ, но европейские партнеры говорили о своем желании выйти из соглашения и прекратить поставки электроэнергии в Калининградскую область. Чтобы избежать дефицита в анклаве к 2020 году будет создано 970 МВт дополнительной мощности, – сказал Путин.

Новые электростанции и газовые объекты строятся для обеспечения энергетической безопасности региона, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. “Калининград будет жить отдельно со своей системой питания-это вопрос времени и только. Нуждается в дополнительных генерирующих мощностей, в случае ремонт Калининградской ТЭЦ-2 и в случае аварийных ситуаций”, – говорит Пикин.